«Всё о Вас — третий класс»

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок, думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

Третий класс – это еще и новый этап в социализации, отработке новых социальных связей. Изменяются взаимоотношения со значимыми взрослыми – родителями и учителем. Дети начинают смотреть на учителя более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду. Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты.

Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Поэтому необходимо способствовать развитию социальных навыков у детей. Это  подготовит их к благоприятному взаимодействию во всех сферах жизни.

Как именно Вы можете способствовать развитию социальных навыков вашего ребёнка:

  • Показывайте хорошие манеры. Дети наблюдают и подражают взрослым.
  • Научите их социальным навыкам, подавая хорошие примеры и горячо приветствуя людей.
  • Общение с уважением к другим во время конфликта научит детей делать то же самое.
  • Предоставляйте доступ детям к эффективным методам решения проблем.
  • При возникновении конфликта между детьми, вмешайтесь, чтобы узнать, что каждый ребенок чувствует при этом.
  • Учите детей выражать свои чувства друг к другу и предлагайте решения для урегулирования конфликта.
  • Предоставляйте возможность детям проявить свои таланты и сильные стороны, и поощряйте среду общения, в которой дети хвалят друг друга. 

Психолог: Уалиева Айгуль Балгабаевна